Закрыть ... [X]

Возрастная психология связана с акмеологией

В настоящее время не существует единой общепринятой класси­фикации возрастных периодов развития человека. В современном фундаментальном издании по психологии развития [12] приво­дится периодизация, где выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст — от рождения до 2 лет, раннее детство — от 2 до 6 лет, среднее детство — от 6 до 12 лет, подростковый и юношес­кий возраст — от 12 до 19 лет, ранняя взрослость — от 20 до 40 лет, средняя взрослость — от 40 до 60 лет, поздняя взрослость — от 60 лет и далее.

Основные характеристики человека в разные периоды возраст­ного развития, влияющие на достижение "акме". Акмеологи, исходя из результатов исследований, полученных в психологии развития, выделяют ряд характеристик человека, оказывающих значительное влияние на достижение им вершин личностного и профессионального развития [3; 7-11].

В период ранней взрослости:

•     неравномерный гетерохронный характер познавательных процессов;

•     продолжение развития психофизиологических функций с дости­жением оптимума к 25 годам и сохранение сенсорно-перцептив­ных характеристик до 40 лет;

•     сохранение процесса интеллектуального развития происходит во взаимодействии с формированием и трансформацией личности и носит индивидуально обусловленный характер;

•     развитие аффективной сферы происходит на фоне решения глав­ных проблем ранней взрослости — достижения идентичности и близости;

•     познавательные процессы имеют неравномерный гетерохронный характер;

•     психологические функции продолжают развитие с достижением оптимума к 25 годам, а характеристики сенсорно-перцептивных остаются до 40 лет;

•     сохраняется процесс интеллектуального развития (высших пси­хических процессов), который происходит во взаимодействии с

формированием, трансформацией и индивидуализацией лич­ности;

•     аффективная сфера развивается на фоне достижения идентич­ности и близости;

•     система жизненных ценностей начинает изменяться от романти­ческой окрашенности в сторону более практическую, корректи­руются жизненные цели и уровни притязаний;

•     формирующаяся "Я"-концепция обогащается опытом активного самоуправления, осознанием реальной действительности;

•     поведение человека связывается с освоением профессиональной деятельности;

•     ведущим фактором развития в период ранней взрослости является трудовая деятельность, а главными задачами возраста — профес­сиональное самоопределение и создание семьи.

В период средней взрослости:

•     отмечается относительное снижение характеристик психофизичес­ких функций, но они не отражаются на функционировании когни­тивной сферы людей, не снижают их работоспособность и позво­ляют сохранять трудовую и творческую активность. Отдельные спо­собности продолжают развитие в течение всего среднего возраста;

•     показатели интеллектуальных возможностей во многом опреде­ляются личностными особенностями человека, его жизненными установками, реализуемыми планами и жизненными ценностя­ми, а интенсивность интеллектуальных функций — факторами одаренности и образования, которые противостоят старению, за­тормаживают инволюционный процесс;

•     появляется возможность обладания знаниями, умения оценивать информацию в широком контексте в условиях неопределенности;

•     основными становятся потребности реализации своего творчес­кого потенциала, необходимость передать что-то следующему по­колению, корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокой­ной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте;

•     жизненные изменения могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом от ведущего жизненного мотива, его сменой, определить последующий путь мотивацион-ного развития;

 

•     "Я"-концепция личности обогащается новыми "Я"-образами, принимая во внимание постоянно меняющиеся ситуационные отношения и вариации самооценок. Сутью "Я"-концепции ста­новится не самоактуализация любыми доступными индивиду средствами, а самоактуализация в пределах нравственных пра­вил и более значительных, чем ситуационные, личностных цен­ностей;

•     для самооценки характерна тенденция усиления когнитивной компоненты, осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе. Это ведет к регулированию своих эмоций, адресующихся собственному "Я";

•     поведенческие особенности обусловлены ведущим видом дея­тельности, трудом, а достаточный опыт в профессиональной дея­тельности позволяет компенсировать наступающие возрастные изменения в организме.

В период поздней взрослости и старости:

•     старение представляет генетически запрограммированный про­цесс, сопровождающийся определенными возрастными измене­ниями, проявляющимися в ослаблении деятельности организма;

•     когнитивная сфера, большинство сенсорных функций у человека существенно ухудшаются, обнаруживается спад интеллектуаль­ных функций, зависящих от скорости выполнения операций;

•     время реакции увеличивается, замедляется обработка информа­ции и снижается скорость познавательных процессов, основой памяти является логическая связь;

•     динамика характеристик когнитивной сферы в значительной сте­пени зависит от субъективных факторов, в первую очередь, — от особенностей личности конкретного человека;

•     происходит очередная корректировка целей, мотивов и потреб­ностей. После 70 лет на передний план выходит другая потреб­ность — поддержка физического здоровья на приемлемом уровне, пропадает желание участвовать в общественной жизни, интересы сосредоточиваются на внутреннем мире;

•     движущими факторами развития в этот период являются само­актуализация "Я"-концепции, ориентация на творческую или духовно-нравственную деятельность, потребность заниматься любимым делом (хобби, работа, семья). Активная деятельность тормозит старение тех функций, которые необходимы для этой

деятельности, препятствует старению организма и развитию старческих изменений психики.

Взрослость и зрелость как важнейшая ступень жизненного цикла человека. Существуют различные критерии зрелости и понимания ее сущности у разных народов и в разное историческое время.

Развитие человека — необратимое, направленное, закономерное изменение его как индивида (сложнейшего живого организма со все­ми входящими в него системами), личности (ядром являются отно­шение человека к разным проявлениям действительности), субъекта (структура состоит из индивидных и личностных образований, отно­шений, способностей, проявляющихся в характере приобретения и функционирования знаний, навыков и умений). Не всякие измене­ния, отмечаемые в человеке, свидетельствуют о его развитии.

Если в организме человека, его личностной сфере, в развитии субъекта постоянно происходят обратимые изменения, лишенные направленности и не несущие закономерного характера, то это не оз­начает развития [3]. О развитии человека свидетельствуют те изме­нения в его организме, личности, субъекте, которые означают прог­ресс, движение по восходящей. Такие изменения появляются в ре­зультате количественных накоплений и оказывают качественную перестройку в жизнедеятельности систем, в отражении действитель­ности его психикой, инициировании и регулировании его поведе­ния. Поведение человека определяется не только базисными, но и высшими потребностями. Это сопровождается превращением основ­ных ценностей жизни и культуры общества в собственные ценности человека. Нравственные эталоны направляют работу совести лич­ности, трансформируют его внутренний мир.

Понимая развитие как процесс накопления количественных изме­нений, ведущих к качественным перестройкам, нельзя абсолютизи­ровать. В первой половине жизни человек развивается по восходя­щей, а затем фиксируются инволюционные изменения. Они распро­страняются на образующие его психический мир функции, процессы, состояния, свойства.

Отмечается сложнейшая и полная противоречий картина этого процесса. Нет постоянной однонаправленности изменений, проис­ходящих в системах организма и в психике. Общая тенденция к про­грессу или регрессу характеризуется колебаниями. На индивидные, личностные, субъектные образования в человеке действует множе­ство факторов, происходят взаимосвязанные процессы с положи­тельным и отрицательным знаками, акмеологией способствующие развитию. Ин­дивидная, личностная и субъектная составляющие человека с раз­ными последствиями непрерывно воздействуют одна на другую, а противоречия и столкновения различных тенденций оказываются стимулами для их развития.

Совокупность индивидных, личностных и субъектных компонен­тов можно рассматривать как подсистемы в целостной системе человека, имеющих свою феноменологию, закономерности и механизмы функ­ционирования. Эти механизмы обеспечивают жизнедеятельность каж­дой из подсистем, отличающихся содержанием и формой бытия.

Выявленные характеристики процесса развития дают о себя знать на протяжении всей жизни человека, но на каждой возрастной ступе­ни конкретизируются с учетом присущих им особенностей. Опреде­ляя степень сформированности физических, социальных и психоло­гических характеристик и соответствие их эталону зрелости, надо учитывать, что критерий зрелости неодинаков у народов, принадле­жащих к разным культурам и живших в разные исторические эпохи.

 


Источник: http://upravlencam.ru/page106/page134/index.html

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



АКМЕОЛОГИЯ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА - Управление развитем персонала Целебная банька маска для лица восточная

Возрастная психология связана с акмеологией Место акмеологии в системе обществоведения и человекознания Студопедия
Возрастная психология связана с акмеологией Акмеология новое направление междисциплинарных исследований человека
Возрастная психология связана с акмеологией ПРИЛОЖЕНИЕ. Акмеология и андрагогика спутники возрастной психологии
Возрастная психология связана с акмеологией 3. Методологические проблемы взаимодействия акмеологии и психологии
Возрастная психология связана с акмеологией 32.Понятие об акмеологии. Различные подходы к определению периода
Возрастная психология связана с акмеологией Акмеология как наука о зрелом возрасте и пике развития личности
Возрастная психология связана с акмеологией Акмеология в системе наук о человеке: Первоначально акмеология
Возрастная психология связана с акмеологией Место возрастной психологии в системе психологических наук
Научные ориентации акмеологии, ее связь с другими науками Cached YCLIENTS - онлайн-запись и автоматизация сферы услуг YCLIENTS Женские Как и чем отстирать краску с одежды: эффективные Кодекс Республики Казахстан от года 518

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ