Сценарии дошкольных игровых программ

Пояснительная записка

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОО в работе с детьми раннего и дошкольного возраста от 1,5 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОО.

Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОО, – значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.   

 Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОО.

Скачать конспект

Цель программы психологическое сопровождение участников образовательного процесса, охрана и укрепление психического здоровья детей,  коррекция недостатков в их психическом развитии.

Задачи программы

- предупреждать возникновение проблем развития ребенка;

- оказать помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития.

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов;

- обеспечить психологическое сопровождение разработки и реализации образовательных программ и развития ДОО в целом.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Ø Уставом и нормативными  документами МАДОО «Волшебница»;
  • Ø Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";
  • Ø Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций";
  • Ø Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
  • Ø Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

Разработана с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 321 с.;ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ.

 

Направления психолого-педагогической деятельности:

 

  • Ø

         Согласно ФГОС ДО в ДОО может проводиться оценка развития детей, его динамики, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. Такая оценка производится педагогом совместно с педагогом-психологом в рамках психолого-педагогической диагностики (или мониторинга). Психолого-педагогическая диагностика понимается как сценарии оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста. Обязательным требованием является связь такой оценки с оценкой эффективности педагогических действий и дальнейшим планированием образовательной работы.

         Участие ребенка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

         Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач, а именно:

- индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей развития);

- оптимизации работы с группой детей.

Цель диагностической деятельности: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.

 

  • Ø Развивающая работа и психологическая коррекция

         В контексте ФГОС ДО деятельность педагога-психолога, направленная  на изменения во внутренней, психологической, сфере воспитанников, рассматривается как развивающая.

         Психокоррекционные технологии включаются в контекст развивающей работы с дошкольниками. Предметом деятельности педагога-психолога по данному направлению становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы, и как следствие, приведут к позитивным изменениям в сфере имеющихся трудностей развития.

         В технологическом аспекте данное направление деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование разнообразных видов игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов деятельности на основе воображения; этюдов, в том числе психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С. Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При отборе психологического инструментария ведущим является принцип целостного воздействия на личность ребенка.

Направление реализуется по следующим разделам:

ü «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников (группа риска)»;

ü «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;

ü «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;

ü «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;

ü «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.

 

  • Ø «Психологическое консультирование»

Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое консультирование – консультирование по вопросам психического развития ребенка.

Задачи психологического консультирования родителей и воспитателей решаются с позиции потребностей и возможностей возрастного развития ребенка, а также индивидуальных вариантов развития.

Такими задачами выступают:

- преодоление дидактогений, оптимизация возрастного и индивидуального развития ребенка;

- оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОО;

- обучение приемам самопознания, саморегуляции, использованию своих ресурсов для преодоления проблемных ситуаций, реализации воспитательной и обучающей функции;

- помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций;

- формирование установки на самостоятельное разрешение проблемы.

 

 

 

 

 

  • Ø «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

         Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО.

Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном учреждении. Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.

 

Работа с родителями заключается в оказании им психологической помощи через индивидуальные и групповые консультации, организации совместной деятельности родителей и детей. Расширение возможностей понимания родителями своего ребёнка, улучшение  родительских взаимоотношений с ребёнком;

 

Работа с педагогами предусматривает индивидуальные консультации по ознакомлению с индивидуальными особенностями детей  и выработке единой стратегии воспитания, методические рекомендации по организации  проведения занятий.

 

Объем образовательной  нагрузки

Продолжительность коррекционных и развивающих занятий:

I и IIмладшая группы – 8-10 минут в день

Средняя группа – 20 минут в день

Старшая группа – 25 минут в день

Подготовительная группа –30 минут в день

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Планирование коррекционно - развивающей работы 

 

МЛАДШАЯ ГРУППА

 

Цели:  Развитие когнитивной  и эмоциональной сферы, через систему обучающих игр.

 

Задачи:

  1. 1.Создание  положительного эмоционального климата.
  2. 2.Развитие  внимания, памяти, мышления, восприятия.
  3. 3.Активация речевых процессов.
  4. 4.Развитие произвольного  поведения, умения подчиняться правилам.
  5. 5.Развитие навыков общения.
  6. 6.Развитие игровых навыков.

 

Месяц

Содержание занятий

Октябрь

Занятие№1   Игры: «Танец шляпы»; «Помоги художнику»;  « Что в мешке?»

Занятие №2  Игры: « Ухо-нос»; «Раздувайся пузырь»;  «Тихий час для мышат»;

 

Ноябрь

Занятие№3   Игры: «Ау»; «Походи как…»; «Бывает, не бывает».

Занятие№4   Игры: «Карлики и великаны»; «Змейка»;

« Разноцветные  колечки».

Занятие№5  Игры: «Чьи вещи»; «Магнит и шарики»;  « Что изменилось? ».

Декабрь

Занятие№6   Игры: «Замок»; «Если да – то похлопай, если нет потопай»; «Две картинки».

Занятие№7   Игры: «Пёс  Барбос»; «Прямой счёт»;

« Прикосновения».

Занятие№8  Игры: « Делаем по разному»; «А что потом»;  Психогимнастика.

 

Январь

Занятие№9  Игры: «Зеваки»; «Бывает, не бывает»,

« Разноцветные  колечки».

Занятие№10   Игры: « Цветные фоны»; «Найди игрушку»; дыхательное упражнение «Дровосек».

 

Февраль

Занятие№11  Игры: «Как пройти»;  « Узнай по голосу», « Бывает, не бывает».

Занятие№12  Игры: «Говори на оборот»; « Что в мешке?»

« Замри-отомри».

 

Март

Занятие№13  Игры: «Делай по разному»; «Слушай хлопки», « Найди мячик».

Занятие№14   Игры: «Воздушный шарик»; «Раздувайся пузырь», « Назови отличия»;

Занятие№15  Игры: « Цветные фоны»; «А что потом»;  Психогимнастика.

Апрель

Повторение

Занятие№16 Игры: «Танец шляпы»; «Помоги художнику»;  « Что в мешке?»

Занятие№17  Игры: «Замок»; «Если да – то похлопай, если нет потопай»; «Две картинки».

Занятие№18 Игры: « Цветные фоны»; «Найди игрушку»; дыхательное упражнение «Дровосек».

Занятие№19   Игры: « Делаем по разному»; « Бывает, не бывает»,

« Разноцветные  колечки».

 

 

  • Ø Планирование коррекционно - развивающей работы  в средней группе (приложение №1).
  • Ø Планирование коррекционно - развивающей работы  в старшей группе (приложение №2).
  • Ø Планирование коррекционно - развивающей работы  в подготовительной  группе (приложение №3).
  • Ø Программы  работы педагога – психолога с детьми ОВЗ и инвалидами (приложение №4).

 Методическое обеспечение реализации рабочей программы

 Список литературы используемый для подготовки образовательного процесса:

  1. 1.Павлова Н.Н. Руденко Л.Г. Экспресс диагностика в детском саду: комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных учреждений Изд. М.: Генезис, 2008. – 80с.
  2. 2.Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры М.А. Панфилова Изд. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2010. – 160с.
  3. 3.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (3-4 года)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 160с.
  4. 4.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (4-5 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 144с.
  5. 5.Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под редакцией Н.Ю. Куражевой (5-6 лет)  Изд. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012. – 155с.
  6. 6.Коммуникативная компетентность педагога ДОУ: семинары-практикумы, тренинги, рекомендации / авт.-сост. А.В. Ненашева, Г.Н. Осинина, И.Н. Тараканова. - Волгоград: Учитель, 2012. – 143с.
< Предыдущая   Следующая >
Источник: http://doshkolnik.ru/psihologiya/11712-proramma.html

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Эстетическое воспитание дошкольников Все для дошкольников и Сыпь в виде звездочек что это

Сценарии дошкольных игровых программ Методика организации театральной деятельности в дошкольном
Сценарии дошкольных игровых программ Лексико-грамматический строй речи - Все для студента
Сценарии дошкольных игровых программ Примерный перечень нормативно-правовых документов
Сценарии дошкольных игровых программ Целевые ориентиры как результат освоения основной
Сценарии дошкольных игровых программ Экология. 3 класс. Образование, учебная литература
Сценарии дошкольных игровых программ Экокультура Библиотеки в экопросвещении
Сценарии дошкольных игровых программ «Крестный отец» читать
Сценарии дошкольных игровых программ «Сонник Сердце приснилось, к чему снится во сне Сердце»
Сценарии дошкольных игровых программ Алтайско-русский ассоциативный словарь
Глава 2 Голова и ее формы / Как читать человека Животные на букву И Как правильно посадить дерево Плодовые деревья и кустарники Купить пляж в Москве в интернет-магазине недорого с доставкой Полет на авиасимуляторе в подарок - Киев, подарочный. - Bodo Потемнел ноготь на большом Предпринимательский кодекс Республики Казахстан - ИПС ділет Приметы о комнатных растениях

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ