Примеры хрий на пословицы

Страница 1... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница 7
Тема 4-6. Оратория
Задание 1. Напишите топик, последовательно разворачивающий тему по смысловой модели «определение предмета», состоящий из 4 частей. Темой может служить описание любого живого существа, предмета обихода или социокультурного образования (фирмы, предприятия, клуба по интересам и т.п.), как реально существующего, так и фантастического.

примеры хрий на пословицы Часть 1: дать определение предмета, отвечая на вопрос «Кто?» или «Что?». Определение разворачивается по параметрам: тождество, подобие и сравнение (сходство и различие).

Часть 2: дать определение предмета, отвечая на вопрос «Как?», «С помощью кого/чего?», «При посредстве кого/чего?». Определение разворачивается по параметрам: способ работы и образ действия (жизни), взаимосвязанные субъекты и объекты, инструменты, необходимые для изготовления и пр.

Часть 3: дать определение предмета, отвечая на вопрос «Где?» или «Когда?». Определение разворачивается по параметрам: истории (эволюции); места – географически, социально (в каких слоях общества); расстояния (близко-далеко); времени (утро-день-ночь), эпохи (современная, классическая) и т.д.

Часть 4: дать определение предмета, отвечая на вопрос «Зачем?» или «Почему?». Определение разворачивается по параметрам: причины, цели, намерения, последствия, возможного будущего и т.д.

Общий объем каждого топика 8-12 предложений. Топики записываются и зачитываются в аудитории.


Тема 4-6. Оратория
Задание 4. Изготовьте 2 пресс-релиза на одну и ту же тему.

  1. Пресс-релиз-анонс. Сообщение о событии (в области культуры, спорта, сообщение о мастер-классе, семинаре, встречи с кем-либо), которое вскоре должно произойти. Событие должно быть актуальным для Приморья. Выглядеть пресс-релиз может как новостное сообщение для прессы или интернета, как флаер, как афиша или как информационное письмо-приглашение с анонсом. Обязательные части: заголовок, лид (что, где, когда, с кем произойдет, кто организатор), контактная информация (телефоны, приобретение билетов, скидки и пр.). Приветствуется наличие фотографий, картинок и другой визуальной информации.

  2. Новостной пресс-релиз. Сообщение для прессы или интернет-изданий о событии, которое только что произошло (желательно, о том же самом, что и анонс). Обязательные части: заголовок, лид (что, где, когда, с кем произошло, кто организатор), отзывы организаторов, участников, зрителей, контактная информация (телефоны, приобретение билетов, скидки (если событие еще длится)) и авторство. Приветствуется наличие фотографий, картинок и другой визуальной информации.

Тема 4-6. Оратория
Задание 5. Напишите и произнесите перед аудиторией хрию. В качестве темы хрии может быть выбрана пословица или крылатое выражение, выбранная из нижеследующего списка или подобранная самостоятельно. По структуре хрия может быть строгая или свободная. Соблюдение структуры обязательно. Хрия должна демонстрировать владение оратором модусами убедительности этосом, пафосом и логосом. Общий объем хрии полторы-две страницы.
Пословицы и крылатые выражения, составляющие темы хрий:

  1. Дважды побеждает тот, кто, одержав победу, побеждает и себя (латинская пословица).

  2. Я мыслю, следовательно, я существую (Рене Декарт).

  3. При согласии и малые государства растут, при раздорах и великие разрушаются (Саллюстий, римский историк).

  4. С ростом богатства растут и заботы (Гораций «Оды»).

  5. К воронам милостив суд, но он угнетает голубок (Ювенал «Сатиры»).

  6. О вкусах не спорят (латинская пословица, авторство приписывается Плинию Младшему. Сравните с русской пословицей «На вкус, на цвет товарища нет»).

  7. О себе самом следует говорить, соблюдая меру, о других – с почтением (латинское изречение).

  8. День учит день (латинское изречение, означающее: последующий день - ученик дня предыдущего. Публий Сир «Сентенции»).

  9. Тот сделал полдела, кто уже начал (латинская пословица).

  10. Обучая, мы учимся сами (латинское изречение, авторство которого приписывается Сенеке Младшему).

  11. Ученым и поэтам все дозволено (латинская пословица).

  12. Отрадно предаться безумию тогда, когда это уместно (Гораций «Оды». Сравните с русской пословицей «Делу время, потехе час»).

  13. Трудности преодолеваю терпением (Гораций «Оды». Сравните с русской пословицей «Терпенье и труд все перетрут»).

  14. И дым отечества сладок (Овидий «Письма с Пота». Сравнить с изречениями Державина: «Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен» и Грибоедова: «Когда постранствуешь, воротишься домой, И дым Отечества нам сладок и приятен»).

  15. Что быстро делается, то быстро и погибает (латинское изречение. Сравните с русской пословицей «Поспешишь – людей насмешишь»).

  16. Каждый сам своего счастья кузнец (латинская пословица. Сравните со сходной по смыслу русской пословицей).

  17. Поэтами рождаются, ораторами становятся (латинское изречение).

  18. Вершины достигаются не сразу, мастерство приобретается постепенно (латинское изречение).

  19. Договоры следует выполнять (латинское изречение, до сих пор служащее одним из основных положений международного права).

  20. В здоровом теле – здоровый дух (латинская пословица).

  21. Всем, сколько можешь, помогай (латинское изречение).

  22. Жареный голубь не залетит тебе в рот (средневековая латинская пословица).

  23. Не для школы, а для жизни мы учимся (латинское изречение).

  24. Не быть жадным – уже богатство, не быть расточительным – доход (Цицерон «Парадоксы»).

  25. Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек (Плиний «Естественная история»).

  26. Капля долбит камень не силой, но частым паденьем (Овидий «Послание с Понта». Сравните со сходной по смыслу русской пословицей).

  27. Мы можем столько, сколько мы знаем (латинская пословица).

  28. Если живешь в Риме – живи по римским обычаям (латинская пословица. Сравните с русской пословицей «В чужой монастырь со своим уставом не ходят»).

  29. Весь мир играет (все люди – актеры, весь мир – актеры. Надпись на фронтоне театра «Глобус», в котором играл Шекспир).

  30. Говори, да не спорь, а хоть спорь, да не вздорь (русская пословица).

  31. Душой измерь, умом проверь, тогда и верь (русская пословица).

  32. Береги платье с нова, а честь смолоду (русская пословица. Сравните с эпиграфом к повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

  33. В чужом глазу сучок велик, а в своем и бревна не видит (русская пословица, возникшая на основе евангельского источника. Сравните со следующим отрывком: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь... Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Евангелие от Матфея, гл. 7, 3 – 5).

  34. Чужого не захватывай, а своего не разбрасывай (русская пословица).

  35. С грехом бранись, а с грешником мирись (русская пословица).

Структура хрии
Прямая хрия

  1. Вступление – начало речи с целью привлечения внимания (похвала или описание)

  2. Парафразис – разъяснение темы, экспликация

  3. Причина – доказательство тезиса (этот тезис верен, потому что…)

  4. Противное – если нет, то…

  5. Подобие – сравнение этого явления со смежными областями

  6. Пример из литературы или жизненного опыта

  7. Свидетельство (ссылка на авторитет)

  8. Заключение или вывод (свое отношение к теме)

Обратная хрия

  1. Вступление

  2. Доказательство или аргумент

  3. Связь – посредством искусственной связи или логического мостика адресат подводится к той мысли, в которой его необходимо убедить

  4. Формулировка тезиса (основной мысли)

  5. Заключение

Тема 4-6. Оратория
Задание 6. Ознакомьтесь с теоретическим материалом о риторических фигурах и тропах (см.п.7). Выберите стихотворение или отрывок из стихотворного произведения, состоящий не менее чем из 12 строк. Найдите в нем риторические фигуры и тропы. Обоснуйте свой ответ.
РИТОРИЧЕСКИЕ ТРОПЫ И ФИГУРЫ
Стилистические или риторические фигуры (греч. schema, лат. figura — очертание, внешний вид; оборот речи), система исторически сложившихся способов синтаксической организации речи, применяемых преимущественно в пределах фразы и реализующих экспрессивные (главным образом эмоционально-императивные) качества высказывания. Фигуры используются в речи как нехудожественной (в обиходно-бытовом и газетно-публицистических стилях), так и художественной (особенно в поэзии) главным образом для усиления выразительности высказывания, обогащают и разнообразят текст.
Риторический вопрос так же как риторическое восклицание и риторическое обращение, - оборот речи, усиливающий ее выразительность. Отличительной чертой этих оборотов является их условность, т. е. употребление вопросительной, восклицательной и т. д. интонации в случаях, которые по существу ее не требуют, благодаря чему фраза, в которой употреблены эти обороты, приобретает особенно подчеркнутый оттенок, усиливающий ее выразительность. Риторический вопрос представляет собой утверждение, высказанное в вопросительной форме, в силу чего ответ на такой вопрос заранее уже известен.

ПРИМЕР:


"Могу ль узреть во блеске новом

Мечты увядшей красоту?

Могу ль опять одеть покровом

Знакомой жизни наготу?" (Жуковский).

Очевидно, что смысл этих фраз в утверждении невозможности вернуть "мечты увядшей красоту" и т. д.; вопрос является условным риторическим оборотом. Но благодаря форме вопроса отношение автора к явлению, о котором идет речь, становится гораздо более выразительным и эмоционально окрашенным.

Есть вопросительные предложения, которые настойчиво требуют ответа: "Как выйти из кризиса? Когда дадут зарплату? ". Такие вопросы часто используются ораторами в начале речи. Но есть такие риторические вопросы не требуют ответа, потому что они не несут в себе вопроса. "Эх, тройка, птица-тройка, кто тебя выдумал?" (Н.В. Гоголь). "Когда же наступит эра милосердия во всем мире?" -риторически спрашивает герой другого романа.


Риторическое обращение к слушателям или свидетелям предполагает как простое приветствие, так и адресное восклицание, собирающее внимание слушателей. Часто это условное обращение к предметам, к которым в сущности обращаться бессмысленно, т.к. они не одушевленные.

ПРИМЕР: "Друзья мои! Дамы и господа!" или "О, боже, что они сделали!", "Дух бродяжий! Ты все реже, реже расшевеливаешь пламень уст." (С.А. Есенин). В этом же примере находим и риторическое обращение, т. е. опять ("Челнок, снуй!" и т. д.).

Структура риторического обращения та же, что и в риторическом вопросе и риторическом восклицании.
Риторическое восклицание служит для повышения эмоционального уровня. Это как бы эмоциональный всплеск, призыв, воззвание. В риторическом восклицании восклицательная интонация не вытекает из смысла слова или фразы, а произвольно ей придается, выражая тем самым отношение к данному явлению, напр.:

ПРИМЕР: "Да здравствует солнце! Да скроется тьма!" (А.С. Пушкин).

"Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг! Привод, вихрь дли! Не опоздай!" (Брюсов).

Здесь слова "взмах", "взлет", так сказать, констатирующие движение машин, даны с восклицаниями, выражающими те чувства, с которыми поэт эти машины наблюдает, хотя в самих этих словах по их непосредственному смыслу для восклицательной интонации оснований нет.


Период - сложное синтаксическое построение для подробного развития мысли (предложение, распространенное многими второстепенными членами или многими придаточными предложениями, или же соединение многих равносильных предложений), употребляемое как стилистический прием с целью достижения благозвучья, которое достигается ритмическим расположением частей, повышением и понижением голоса (лит.). Простой период - с одним главным предложением, сложный период - со многими главными предложениями. Период обладает ритмомелодической конструкцией, в которой мысль и интонация, нарастающая по ступеням, достигающая вершины и затем снижающая интонационное напряжение. Период более сложен по своему строению, чем любая фигура речи. Но он тоже относится к стилистическим фигурам.

ПРИМЕР: "Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы ничего не росло на ней, как ни счищали всякую пробивающуюся травку, как ни давили каменным углем и нефтью, как ни обрезывали деревья и ми выгоняли всех животных и птиц, - весна была весною и в городе." (Л.Н. Толстой).

Этим приемом нельзя злоупотреблять, используется эта фигура речи в самых важных ситуациях, требующих подъема напряжения, пафоса. Несмотря на большие размеры, период звучит афористично, чеканно, лапидарно и воспринимается легко.
Параллелизм - это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используется в афоризмах, пословицах и частушках - там, где требуется краткость, лаконичность.


  • Я не знаю, где граница

  • Между Севером и Югом,

  • Я не знаю, где граница

  • Меж товарищем и другом...

  • ...Я не знаю, где граница

  • Между пламенем и дымом,

  • Я не знаю, где граница

  • Меж подругой и любимой.

  • /М. Светлов/

Анафора - [греч. αναφορα - возвращение, единоначатие, скреп] - повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф).
ПРИМЕРЫ:

  1. Звуковая анафора

"В речном тумане виснет ниже

Вечерний красный парус дня".



  1. Лексическая анафора:

"Наше оружие - наши песни,

Наше золото - звенящие голоса".



  1. Синтаксическая анафора:

"Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер,

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор".



  1. Ритмическая анафора:

"Обворожает царицу

Необозримой Руси".

Анафора может располагаться в начале полустиший ("Город пышный, город бедный"), строк ("Она не страшилась возмездия, Она не боялась утрат"), строф, проводиться через все стихотворение в тех или иных комбинациях (Лермонтов, "Когда волнуется"; Фет, "Это утро, радость эта" и т. д.). Анафорой называют также стихотворение, все слова которого начинаются одним и тем же звуком, например:

"Лучистый лен любовно лепит

Лазурь ласкающих лесов,

Люблю лукавых лилий лепет,

Летящий ладан лепестков" и т. д.
Эпифора - это концовка или повторение слов или их сочетаний в конце конструкции.

ПРИМЕР: "Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?" /Н. В. Гоголь/. "Фестончики, все фестончики: пелеринка из фестончиков, на рукавах фестончики, эполетцы из фестончиков..." - /Н. В. Гоголь/.


Антитеза - это противопоставление контрастных положений, понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.

Простая антитеза может ограничиваться всего двумя словами, как правило - в заглавиях: "Волки и овцы" (А.Н. Островский), "Война и мир" (Л.Н. Толстой), "Живые и мертвые" (К.М. Симонов). Нередко она ограничена рамками одной фразы: "Жили люди до нас - будут жить и после нас!" (Пословица, В. И. Даль).

Сложная антитеза может быть построена на нескольких противопоставлениях, порой причудливо переплетающихся: "Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет" (пословица). Пример сложной антитезы, усиленной двойной анафорой.

У людей-то в дому - чистота, лепота,

А у нас-то в дому - теснота, духота.

У людей-то для щей - с солониною чан,

А у нас-то во щах - таракан, таракан!

У людей на уме - погутарить с кумой,

А у нас на уме - не пойти бы с сумой!

/Н.А. Некрасов/


Оксюморон [греч. - "острая глупость"] - термин античной стилистики, обозначающий нарочитое сочетание противоречивых понятий.

ПРИМЕР: "Смотри, ей весело грустить/ Такой нарядно-обнаженной" (Ахматова). Частный случай оксюморона образует фигура contradictio in adjecto, - соединение существительного с контрастным по смыслу прилагательным: "убогая роскошь" (Некрасов). Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они парадоксальны: "Смех сквозь слезы" /Н.В. Гоголь/, "Пышное природы увяданье" /А.С. Пушкин/; "Живой труп" /Л.Н. Толстой/; "Радость страданья" /А.А. Фет/, "Грустная радость" /С.А. Есенин/. Используется в высокоэмоциональных текстах.


Градация – расположение ряда выражений, относящихся к одному предмету, в последовательном порядке повышающейся или понижающейся смысловой или эмоциональной значимости членов ряда. Это своего рода "лесенка" близких по смыслу слов с нарастанием (или убыванием) их силы, с нагнетанием производимого ими впечатления.

ПРИМЕР:


"Но чернеют пламенные дали –

Не уйти, не встать и не вздохнуть" (А.А.Блок)


"Все грани чувств, все грани правды стерты:

В мирах, в годах, в часах" (А. Белый)


Впечатление градации усиливается особым ритмико-синтаксическим строением, часто – анафорой.

"Люблю тебя капризною мечтой,

Люблю тебя всей силою души,

Люблю тебя всей кровью молодой,

Люблю тебя, люблю тебя, спеши!" /К.Бальмонт/

Иногда средние члены градации по своему логическому значению не образуют строгого нарастания, но благодаря мелодии стиха, синтаксическим его особенностям, получается впечатление градации, которое в этом случае более явственно при декламации.

"...Люблю сие, незримо

Во всем разлитое, таинственное зло –

В цветах, в источнике прозрачном, как стекло,

И в радужных лучах, и в самом небе Рима". /Тютчев/

И обратно, смысловое нарастание, не поддержанное ритмико-синтаксически, не дает достаточного ощущения градации

"Были и лето, и осень дождливы,

Были потоплены пажити, нивы,

Хлеб на полях не созрел и пропал,

Сделался голод, народ умирал". /Жуковский/

Градация может быть принципом композиции целого стихотворения; напр. строфическая градация с анафорой у Тютчева в стихотворении: "Восток белел... Восток алел... Восток вспылал..." Градация бывает принципом сюжетной композиции, особенно в народных сказках, былинах и т. п.


Инверсия - нарушение принятого в разговорной речи порядка слов и, тем самым, обычной интонации; последняя при инверсии характеризуется большим, чем обычно, числом пауз. Это изменение обычного порядка слов для введения дополнительных оттенков, для усиления смысла.

Варианты инверсии:

1. слова меняются местами ("Швейцара мимо он стрелой" - Пушкин; "Или души задушены Сибирей саваном", "Смотри - растопырила ноги как" - Маяковский);

2. разбиваются вставными словами и словосочетаниями (так наз. гипербатон - "Вам, красавицы младые, И супруге в дар моей" - Державин) -

"Над ухом шепчет голос нежный,

И змейкой бьется мне в лицо

Ее волос, моей небрежной

Рукой измятое, кольцо" /Полонский/.

Последние явления тоже можно отнести к расширенной инверсией. Инверсия встречается и в художественной прозе: "Соня с криком из комнаты выбежала", "В излюбленном своем углу, в крепком кресле успокоился" (Сейфуллина). Стилистический смысл Инверсия в том, что инверсированное слово на необычном месте приобретает более выразительное значение благодаря интонационному выделению и общей перестановке смысловых акцентов, заостряющей фразу.
Прямой порядок: Вывели лошадей. Они мне не понравились.

Инверсия: Вывели лошадей. Не понравились они мне.


Лишь музы девственную душу

В пророческих тревожат боги снах.

/Ф.И. Тютчев/

Прозаическая структура этой фразы:

"Боги тревожат в пророческих снах лишь девственную душу музы".
Эллипсис - [греч. elleipsis - опущение, пропуск] пропуск какого-нибудь подразумеваемого члена предложения. В смысловом плане - пропуск слов или фактов, подсказываемых контекстом. На письме на месте пропуска стоит тире.

ПРИМЕРЫ:


Богаты мы, едва (вышли) - из колыбели

Ошибками отцов и поздним их умом.

/М. Ю. Лермонтов/

Пороша. Мы встаем и тотчас (садимся) - на коня,

И рысью (скачем) по полю при первом свете дня.

/А. С. Пушкин/


Умолчание - это прерывание речи в расчете на догадку слушателя, который должен мысленно закончить ее, включив свое воображение.

ПРИМЕРЫ:

"Что подумали, что почувствовали оба? Кто узнает?

Есть такие мгновения в жизни, такие чувства...

На них можно только указать - и пройти мимо."

/И.С. Тургенев/

(Барон): А этот? Этот мне принес Тибо?

Где было взять ему, ленивцу, плуту?

Украл, конечно, или, может быть,

Там, на большой дороге, ночью, в роще...

/А. С. Пушкин/

Подразумевается - убил и ограбил.


Перифраз или перифраза (от греч. períphrasis - описательное выражение, иносказание), в стилистике и поэтике троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких. Возможны перифразы различной сложности, от самых простых ("погрузился в сон" вместо "заснул") до самых сложных, сближающихся с метонимией, олицетворением и др. видами тропов ("... с длинных усов, напудренных тем неумолимым парикмахером, который без зову является и к красавице и к уроду, и насильно пудрит несколько тысяч уже лет весь род человеческий" - вместо "с седых усов"; Н. В. Гоголь). Частным случаем перифраза является эвфемизм - описательное выражение "низких" или "запретных" понятий ("нечистый" вместо "чёрт").
Перифразом также называется использование известного произведения, в котором, однако, дается резко противоположное содержание, чаще всего сатирическое, с параллельным соблюдением синтаксического строя и с сохранением иногда отдельных лексических построений. В этом случае перифраз является подражательной формой. Сравним с оригиналом следующий шуточный перифраз:

Горные вершины Пьяные уланы

Спят во тьме ночной; Спят перед столом;

Тихие долины Мягкие диваны

Полны свежей мглой; Залиты вином.

Не пылит дорога, Лишь не спит влюбленный,

Не дрожат листы... Погружен в мечты.

Подожди немного, Подожди немного:

Отдохнешь и ты. Захрапишь и ты!

/М. Ю. Лермонтов/ /А. Апухтин/


Солецизм [греч. soloikismos, от названия г. Солы (Soloi), греческой колонии в Малой Азии, жители которой нечисто говорили по-аттически] в поэтике, неправильный языковой оборот как элемент стиля, обычно служащих созданию "низкого" стиля. Это неправильный языковой оборот, не нарушающий смысла высказывания, используется для создания стилистического эффекта.

ПРИМЕРЫ:

"Сколько время?" вместо "Сколько времени?"

"о погулять не может быть и речи", "гражданин, давайте не будем"

"приказываю дать предостережение, чтобы угомонить его безумие, и что всему есть мера"

"Кто нуждается в санаторном лечении, необходимо обеспечить его" (вместо "... будет им обеспечен"), правил согласования главных и придаточных предложений ("Мне совестно, как честный офицер" - А. С. Грибоедов) и т.д.


Аллюзия [намек] - риторическая фигура, заключающаяся в ссылке на историческое событие или литературное произведение, которые предполагаются общеизвестными, ходового (в определенной культурной сфере) выражения в качестве намека на столь же известный факт.

ПРИМЕРЫ: Мишкина каша или Демьянова уха…


Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы

Или блистали, мой читатель;

Там некогда гулял и я;

Но вреден север для меня.

/А.С. Пушкин/

Последняя строка "Но вреден север для меня" - иронический намек на ссылку А. С. Пушкина, на его вынужденный отъезд из Петербурга, во время которого и были написаны данные строки. На аллюзии основаны многие крылатые выражения: Я умываю руки - намек на известную евангельскую повесть о Понтии Пилате.


Ирония - греч. Eironeia – притворство - стилистический прием контраста видимого и скрытого смысла сказанного, создающий эффект насмешки или лукавства. Ирония выражает отрицание или осмеяние, притворно облекаемые в форму согласия или одобрения. Это тонкая насмешка, сатирический намек, употребление слова или оборота в противоположном смысле.

ПРИМЕРЫ: Слова Отколе, умная, бредешь ты голова? (И.А.Крылов), обращенные к ослу, подчеркивают его глупость, а высокопарное выражение аудиенция закончена в применении к сторожу подчеркивает нелепость и комичность описываемой ситуации: Тут сторож допил свою воду, вытер рот рукавом и закрыл глаза, желая этим показать, что аудиенция закончена (М.Зощенко, Ночное происшествие).

Высшая степень горькой иронии - сарказм. Про хилого с иронией говорят: Силен, силен! Умная головушка - про глупого. При этом создается комический эффект.
Гипербола [греч. - υπερβολη] - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, имеющего целью усиление выразительности. Изображаемый характер или ситуация также могут быть гиперболическими.

ПРИМЕРЫ: "я говорил это тысячу раз".

" Редкая птица долетит до середины Днепра" /Н.В. Гоголь/

Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приемами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. ("волны вставали горами").


Литота - обратная гиперболе стилистическая фигура явного и намеренного преуменьшения, умаления и уничтожения, имеющая целью усиление выразительности, напр.: "Лошадь величиной с кошку", "Жизнь человека - один миг" и т. п.
Каламбур представляет собой игру слов, одинаково произносимых, но разнозначащих (часто и разнопишущихся), так называемых "омонимов", или же основанную на соединении двух слов, однозвучных с каким-либо третьим словом. Соль каламбура заключается в разительном контрасте между смыслом одинаково звучащих слов.

ПРИМЕРЫ: "Мой дорогой, очень дорогой портной".

Старый анекдот:

- Бросай сумку, Василий Иваныч, утонешь!

- Не могу, Петька, здесь штабные карты, две колоды штабных карт!

Прилагательное штабной подсказывает одно понимание существительного карты (’военно-тактические карты’), однако последующий ввод в игру более «сильного игрока» - существительного колода - приводит к конечной победе понимания ’игральные карты’, что способствует дискредитации прославленного героя гражданской войны.


Парадокс - греч. Paradoxos – странный – высказывание, противоречащее логическим законам при сохранении логической правильности хода рассуждений, неожиданный, резко расходящийся с логикой предшествующего текста или с привычным мнением вывод.

ПРИМЕРЫ: "Тише едешь - дальше будешь" (пословица). "Только поверхностный человек не судит о людях не по внешности". "Этические пристрастия в художнике - непростительная манерность стиля". "Искренность мешает искусству". "Лучший способ отделаться от искушения - поддаться ему".


Символ – (от греч. symbolon) - со времен древних греков условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею. Представляет собой вид метафоры или метонимии, когда явление отражает типические черты. Символ может быть и шире смысла изображенного явления, и уже. Благодаря такому подходу символ может трактоваться многозначно, а порой двусмысленно. В отличие от аллегории, символ не иллюстрирует какую-либо идею, а опирается на значимые ситуации и явления в самой действительности.

Символ присущ различным направлениям, видам, стилям, жанрам искусства, он позволяет передать одним росчерком пера или кисти очень важную или достаточно объемную по содержанию информацию. В конце XIX - начале XX в. получило развитие особое художественное течение - символизм, где символ выступает способом выражения смысла, выходящего за границы реальной жизни.

Своеобразие символа связано не только с особенностью его значения, смысла, но и с характером его внешней стороны - «означающим». В отличие от условных знаков символ - мотивированный знак. Означающая сторона символа всегда каким-то образом связана с тем, что она обозначает, имеет с ним какое-то сходство, иногда очень опосредованное, ассоциативное.

ПРИМЕРЫ: Обручальное кольцо как символ надежности и прочности (в принципе — вечности) брака своей внешней формой указывает на то, что он символизирует.

Волга как символ России обязана этой роли не только своей исторической судьбе в жизни страны, но и таким своим физическим, природным качествам, как полноводность, широта, размах.

Крест как символ христианства воспроизводит тот крест, на котором был распят Христос и т.п.

Символ часто путают с аллегорией, ибо она содержит оценочный момент, обобщенность и некоторую неоднозначность. Но оценка в ней и обобщение носят рассудочный характер, а не эмоциональный, а поэтому допускают близкое к однозначности словесное формулирование заключенной в ней идеи, например, моральной заповеди в басне. Баснописец часто формулирует ее отдельно от образа и вполне в отвлеченном виде. Например, басня С.Михалкова Слон-живописец содержит идею, о том, что всем не угодишь, Лиса и бобер — что нельзя оставлять старых жен и связываться с молодыми женщинами, Заяц во хмелю — против подхалимажа, Иван Иваныч заболел — против зазнайства. Другое дело, когда басня, как у Крылова, вырастает до уровня высокохудожественного образа, тогда она приобретает черты совершенного художественного символа.
Аллегория – [греч. - иносказание] - выражение абстрактного объекта (понятия, суждения) посредством конкретного (образа). Отличительной особенностью аллегории является наличие в ней конкретной символики, подлежащей отвлеченному истолкованию. Из литературных жанров, основанных на аллегории, важнейшими являются басня и притча.

ПРИМЕРЫ: В баснях на самом деле рассказывается не про зверей, а про человеческие отношения. В поэтике реалистических жанров аллегория выступает там, где обнажается отвлеченное значение изображаемых конкретных фактов и отношений [у Льва Толстого (сон Анны Карениной, сон Пьера Безухова).


Метафора - употребление слова в переносном значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства сближаемых явлений), которое таким образом его замещает. Своеобразие метафоры как вида тропа в том, что она представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что первый член (то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось).

ПРИМЕР:


Пчела из кельи восковой

Летит за данью полевой"

/А.С. Пушкин/

Здесь сравниваются мед с данью и улей с кельей, причем первые члены замещены вторыми. Метафора, как и всякий троп, основана на том свойстве слова, что оно в своем значении опирается не только на существенные и общие качества предметов (явлений), но также и на все богатство второстепенных его определений и индивидуальных качеств и свойств. Метафора и возникает благодаря использованию "вторичных" значений слов, что позволяет установить между ними новые связи (вторичный признак дани - то, что ее собирают; кельи - ее теснота и т. д.).


Олицетворение [или персонификация] - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия. Часто употребляется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами, "оживляется".

ПРИМЕР: изображение у греков и римлян счастья в виде капризной богини-фортуны

или "море смеялось" (Горький), описание наводнения в "Медном всаднике" Пушкина:

...Нева всю ночь

рвалася к морю против бури,

не одолев их буйной дури...

и спорить стало ей не в мочь…

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела...

и вдруг, как зверь остервенясь,

на город кинулась...

Осада! Приступ! злые волны,

как воры, лезут в окна" и т. д.
Метонимия употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим, как в метафоре, с тем отличием от последней, что замещение это может производиться лишь словом, обозначающим предмет (явление), находящийся в той или иной (пространственной, временной и т. д.) связи с предметом (явлением), которое обозначается замещаемым словом. Смысл метонимии состоит в том, что она выделяет в явлении свойство, которое по своему характеру может замещать остальные.

ПРИМЕР: "Все флаги будут в гости к нам", где флаги замещают корабли (часть заменяет целое, pars pro toto). Лес поет (вместо птицы в лесу поют – целое вместо части).


Эпитет - (греч. epítheton, буквально - приложенное), художественное определение. Выражается преимущественно именем прилагательным ("сладостный напев"), но также наречием ("горячо любить"), именем существительным ("веселья шум"), числительным ("первый друг"), глаголом ("желание забыться"). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих ("тихий звон"), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств ("гордый конь"), либо - как метафорический эпитет - переносит на него свойства другого предмета ("живой след"). Эпитет возник в устном поэтическом творчестве посредством: обобщения постоянно встречавшихся признаков ("русая коса", "белая берёза"); закрепления исторических отношений ("седелышко черкасское", "арабский конь" - в средневековой французской поэзии); идеализации ("ласковый князь Владимир"). Признаки явлений природы присваиваются человеку ("ясное солнце" - "ясный взгляд"). Из слитности ощущений разных органов чувств возникают синкретические эпитеты ("холодный цвет", "ясный звук"). Стремление усилить впечатление приводит к удвоению ("украсно украшенная земля Русская"); с этой же целью в эпитетах соединяются корни разных слов ("быстроногий Ахилл", "широкошумные дубровы").
Амплификация - накопление единообразных выражений в поэтической речи. Амплификация как стилистический прием выражается в накоплении синонимов (слов, сходных по значению), антитез (противопоставлений) или может принять вид повышения, т. е. расположения выражений, относящихся к одному предмету, по принципу нарастания их значимости, эмоциональной действенности и т. п.

ПРИМЕРЫ:

1. "Я тайный замысел ласкал,
Терпел, томился и страдал".

2. "Он был похож на ветер ясный:


Ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет".

3. "В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:


И радость, и муки, и все там ничтожно".

/М.Ю.Лермонтов/

Амплификация - прием риторический, резко бьющий на повышение восприятия, и так именно и расценивают ее ораторы, как напр. великий оратор древности Цицерон, находивший, что Амплификация - триумф красноречия. Но риторическая природа Амплификация тем самым ограничивает возможность широкого ее употребления в поэзии, где она уместнее всего в высокой "витийственной" лирике, как напр. в одах или в исповедях-признаниях и т. п.
Тема 4-6. Оратория
Задание 7. Подберите и заучите 5-7 скороговорок на сочетания звуков «р-л»; «т-к»; «с-ш»; «б-п»; «т-л»; «ч-р» и др. Произнесите их в максимально быстром темпе. При возникновении затруднений выполните упражнения «Цветочный магазин», «Свеча» и «Егорки» из гимнастики доктора Стрельниковой (см. Вагапова, Диляра Хафизовна. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах: Учебное пособие. / Д. Х. Вагапова. - М.: Цитадель, 1999. - 459с.).
Упражнения для речевого дыхания

Дикционные упражнения

1. Проговорите следующие сочетания звуков:

тадита – тадитя

тадито – тадитё

тадиту – тадитю

тадиты – тадити

тадитэ – тадите датида – датидя

датидо – датидё

датиду – датидю

датиды – датиди

датидэ – датиде

Рла – рля — рлё – рло — рлу — рлю — рлэ — рле — рлы – рли

Мфа – мфя – мфо — мфё – мфу – мфю – мфэ – мфе – мфы – мфи

Дрда – дрдя, дрдо – дрдё, дрду – дрдю, дрдэ – дрде, дрды – дрди

Взва – взра – фстра – встка – фкста

2. Произнесите скороговорки:

Рододендроны из дендрария.

У нас на дворе – подворье погода размокропогодилась.

Тридцать три корабля лавировали – лавировали, да не вылавировали.

Королева Клара строго карала Карла за кражу коралла.

Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовался.

Осип охрип, Архип осип.

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.

Инцидент с интендантом.

Прецедент с претендентом.

Константин констатировал.

Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Талер тарелка стоит.

Хвалю халву.

Король – орел.

Либретто “риголетто”.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

А мне не до недомогания.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Бык тупокуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Ловко лавируя в ларингологии, лекарь ларинголог легко излечивал ларингиты.

Бомбардир бомбардировал Бранденбург.

Яшма в замше замшела.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Всех скороговорок неперескороговоришь, неперевыскоговоришь.

3. Данные ниже слова произнесите шепотом, но ясно и четко, так, чтобы их слышал человек, сидящий недалеко от Вас в той же комнате:

взяточничество,

неистовствовать,

обусловливаемый,

транспортируемая,

взгромоздившиеся,

преосвидетельствовать,

нуждающаяся,

катастрофический,

гельсингфорс,

артиллерия.

Эти же слова произнесите немного громче, но так ясно и четко, чтобы их слышал человек, сидящий в другой комнате.


Упражнения на дыхание

1. Попытайтесь прочитать на одном выдохе следующую фразу, которая построена на использовании фигуры нагромождения:

Я хочу сообщить Вам о самой удивительной, самой поразительной, самой чудесной, самой замечательной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой необычной, самой невероятной, самой неожиданной, самой великой, самой ничтожной, самой обычной, самой блистательной, самой великолепной и наиболее достойной зависти вещи…

2. Попытайтесь прочесть на один выдох скороговорку:

Как на горке на пригорке жили двадцать два Егорки, раз Егорка, два Егорка, три Егорка, четыре Егорка… и т. д. до 22 Егорок.

Сколько “Егорок” поместятся на один выдох?

3. «Цветочный магазин».

Исходное положение – стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется. Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-ффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. Упражнения повторить два – три раза.

4. «Свеча» (ровный интенсивный выдох).

Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2–3 см, длиной 7–10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на неё. Она отклоняется от Вас, – это отклонилось «пламя». Такая свеча позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный – бумажка находится в одном положении – отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «дыхательный поясок» сохраняет ровность выдыхаемой струи воздуха.

5. Прочитайте текст, производя добор дыхания только в конце каждой стихотворной строчки:

В бесконечности стремленья бесконечность достиженья /вдох – добор/,

Тот, кто любит утро Мая, должен вечно ждать Весны /вдох – добор/.

В каждом миге быстролетном светоносность есть внушенье /вдох – добор/,

Из песчинок создаются золотые сны /выдох на паузе/.

Миг за мигом в Небе вьются звездовидные снежинки /вдох – добор/,

С ветром падают на Землю, и лежат, как белый слой /вдох – добор/,

Но снежинки сон лелеют, то – цветочные пушинки /вдох – добор/,

Нежный, свежий одуванчик с влажною Весной /выдох на паузе/.

К. Бальмонт


Упражнения на развитие голоса

1. “Маляр”.

Представьте, что красите раму окна, сопровождая движение руки (движения по вертикали) словами “и вверх, и вниз, и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…”

Кисть руки должна быть свободна, движения легкие, мягкие. Сначала маленькие мазки только кистью руки. За нею идут слова – такие же короткие.

Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки. Следующий взмах – от плеча, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже.

2. “Этажи” (развитие диапазона голоса).

Представьте, что шагаете по лестнице. Считайте этажи, повышая голос (от 1 до 10):

и третий этаж и т. д.

и второй этаж

и первый этаж

Затем спускайтесь, опуская голос (от 10 этажа до подвала).

3. “Зов” (развитие полетности голоса).

Представьте себе, что идут уроки. Вы стоите в коридоре и, не желая мешать учителям, должны позвать ученика, стоящего у окна на другом конце помещения. Допустим, его зовут Сережа. А теперь начался перерыв, Вы не боитесь, что помешаете, и зовете громче.
Тема 4-6. Оратория
Задание 8. Прочитайте стихотворение Льюиса Кэролла «Бармаглот» из «Алисы в Зазеркалье» или любую из лингвистических сказок Л. Петрушевской из цикла «Пуськи бятые». Добейтесь сохранения темпа, полетности голоса и прояснения смысла.


страница 1... страница 2 страница 3 страница 4 страница 5 страница 6 страница 7
скачать файл

Смотрите также:

Практические задания и оценочные средсва
1353.91kb. 7 стр.


Урок географии по теме: "Температура воздуха"
81.17kb. 1 стр.


Задание: Выполнить следующие задания и составить ключевое слово, используя таблицу. Задания должны быть полностью решены
72.72kb. 1 стр.



Источник: http://moglobi.ru/stati/prakticheskie-zadaniya-i-ocenochnie-sredsva/stranica-4.html


Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

ВВЕДЕНИЕ 3 РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБРАЗ РИТОРА 4 Глава Город кружев и масел

Примеры хрий на пословицы Практические задания и оценочные средсва
Примеры хрий на пословицы Тексты-рассуждения и их виды - Пример
Примеры хрий на пословицы Это. Что такое Хрия?
Примеры хрий на пословицы Хрия
Примеры хрий на пословицы 5 вариантов выкройки летнего сарафана для девочки. Легко и
Примеры хрий на пословицы Profi kz -фурнитура, комплектующие, материалы для
Spa процедуры - ПАЛЛАДА Вязание спицами для детей (от 0 до года, до 3 лет и) Зубная боль - обсуждение Интернет-магазин "Glory-Lash" Как отметить 1 сентября - идеи для домашнего праздника Красивый маникюр в домашних условиях поэтапно (50 фото) Николай Даников. Целебная сода Нумерология даты свадьбы, как выбрать дату свадьбы?

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ