Межличностные отношения в младшей школе

Главная » Дети школьного возраста

Межличностные взаимоотношения в младшем школьном возрасте

Когда ребенок приходит в школу, решающим фактором его социализации становится овладение учебной деятельностью. Но параллельно с этим ребенок включается и в другой, не менее значимый, процесс усвоения социального опыта – складывающиеся в школе межличностные отношения. Эти отношения очень важны для ребенка. Часто именно неполадки в этой сфере, а не неудачи в учебе, являются фактором, мешающим ребенку чувствовать себя в школе комфортно и благополучно.

Конечно, каждый из детей, приходящих в школу, хотел бы, чтобы одноклассники его уважали и хотели с ним дружить. Но не у каждого, к сожалению, это получается. Как показывают исследования психологов, популярностью у младших школьников пользуются дети, обладающие ровным характером, общительные, имеющие хорошие способности, отличающиеся инициативностью и богатой фантазией, привлекательной внешностью. Не любят дети тех, кто имеет трудности в общении со сверстниками, неуживчивый, драчливый, вспыльчивый, капризный, грубый, замкнутый, неаккуратный, неряшливый, жадный. Кроме того, было замечено, что от первого класса к третьему в положительном и отрицательном отношении школьников к сверстникам происходят некоторые изменения.

Первоклассники оценивают своих сверстников, прежде всего, по тем качествам, которые легко проявляются внешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель. Для них наиболее привлекательными являются следующие особенности: красивая внешность, активное участие во внеклассной деятельности, готовность поделиться вещами и сладостями, а также хорошая успеваемость. Непривлекательные для первоклассников следующие качества: неучастие во внеклассной жизни класса, неопрятность, плохая учеба и поведение, непостоянство в дружбе, плаксивость, дружба с нарушителями дисциплины.

К концу младшего школьного возраста эти критерии несколько меняются. На первом месте, также как в первом классе, стоит общественная активность, но в ней дети уже ценят действительно организаторские способности, а не просто сам факт общественного поручения, данного учителем, и по-прежнему высоко оценивается привлекательная внешность. Значимыми для третьеклассников также являются определенные личностные качества – самостоятельность, уверенность в себе, честность. А вот характеристики, связанные с учением, у третьеклассников отходят на второй план и становятся менее значимыми.

Эти изменения особенностей восприятия и понимания другого человека связаны с тем, что в ходе развития ребенка все более совершенной становится вся его познавательная сфера. В начале младшего школьного возраста у детей еще недостаточно развита способность выделять главное в воспринимаемом предмете, их восприятие носит ситуативный, эмоциональный характер, опирается на конкретные факты и т.д. Поэтому и их впечатление о другом человеке отличается ситуативностью, стереотипностью, ориентацией на внешние признаки. С возрастом эти недостатки социальной перцепции становятся все менее и менее выраженными.

Кроме того, к концу младшего школьного возраста происходит качественная перестройка осознания ребенком своего места в классном коллективе и своих взаимоотношений с товарищами. К этому возрасту каждый ребенок стремится занять достойное место в группе сверстников. Это проявляется, например, в том, что в 9-10 лет школьники, в отличие от более младших детей, значительно острее переживают замечания, полученные ими от учителя в присутствии одноклассников, они становятся более застенчивыми и начинают стесняться не только незнакомых взрослых, но и незнакомых детей своего возраста.

Неудовлетворенное положение в классе, неприятие одноклассниками переживается ребенком – третьеклассником очень остро и может служить причиной его неадекватных аффективных реакций. Однако если у ребенка существует в классе хотя бы один друг или просто приятель, то он чувствует себя в классе вполне нормально.

Категория: Детская психология

На любом форуме в своем сообщении:

ГОЛОСОВАНИЕ

Особенности межличностных отношений в младшем школьном возрасте

�кольного возраста по сравнению с подготовительной группой детского сада. Это объясняется новизной коллектива и новой для ребенка учебной деятельностью.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важнейших задач развития ребенка на этом возрастном этапе.

Новая социальная ситуация и новые правила поведения приводят к тому, что в первый год обучения повышается уровень комфортности детей, что является закономерным следствием вхождения в новую группу. Общение со сверстниками играет важную роль в этом возрасте. Оно не только делает самооценку более адекватной и помогает социализации детей в новых условиях, но и стимулирует их учебу /33/.

Взаимоотношения первоклассников во многом определяются учителем через организацию учебного процесса. Он способствует формированию статусов и межличностных отношений в классе. Ко 2 и 3 классу личность учителя становится менее значимой, но зато связи с одноклассниками становятся более тесными и дифференцированными.

Обычно дети начинают общаться по симпатиям, общности каких-либо интересов. Немалую роль играет и близость их места жительства и половых признаках.

Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов; например, они сидят за одной партой, рядом живут, интересуются чтением или рисованием… Сознание младших школьников еще не достигло того уровня, чтобы выбирать друзей по каким-либо существенным качествам личности. Но в целом дети 3 - 4 классов глубже осознают те или иные качества личности, характера. И уже в 3 классе при необходимости выбрать одноклассников для совместной деятельности.

Именно в младшем школьном возрасте появляется социально-психологический феномен дружбы как индивидуально-избирательных глубоких межличностных отношений детей, характеризующихся взаимной привязанностью, основанной на чувстве симпатии и безусловного принятия другого. В этом возрасте наиболее распространенной является групповая дружба. Дружба выполняет множество функций, главными из которых является развитие самосознания и формирование чувства причастности, связи с обществом себе подобных /35/.

По степени эмоционального вовлечения общения ребенка со сверстниками, оно может быть товарищеским и приятельскими. Товарищеское общение - эмоционально менее глубокое общение ребенка, реализуется в основном в классе и преимущественно со своим полом. Приятельское - как в классе, так и вне его и тоже в основном со своим полом.

Взаимоотношения мальчиков и девочек в младших классах носят стихийный характер.

Основными показателями гуманистических отношений между мальчиками и девочками являются симпатия, товарищество, дружба. При их развитии возникает стремление к общению. Личная дружба в младшей школе устанавливается весьма редко по сравнению с личным товариществом и симпатией. В этих процессах большая роль принадлежит учителю.

В начальных классах у ребенка уже есть стремление занять определенное положение в системе личных взаимоотношений и в структуре коллектива. Дети зачастую тяжело переживают несоответствие между притязаниями в этой области и фактическим состоянием /21/.

Система личных отношений в классе складывается у ребенка по мере освоения и школьной действительности. Основу этой системы составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми другими.

В проявлении и развитии потребности детей в общении, у учеников начальных классов наблюдаются значительные индивидуальные особенности. Можно выделить две группы детей в соответствии с этими особенностями. У одних общение с товарищами в основном ограничивается школой. У других общение с товарищами уже занимает немалое место в жизни.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

На положение ребенка в системе личных взаимоотношений влияет и такой феномен как речевая культура.

Речевая культура общения состоит не только в том, что ребенок правильно произносит и правильно подбирает слова вежливости. Ребенок, обладающий только этими возможностями, может вызвать у сверстников чувство снисходительного превосходства над ним, так как его речь не окрашена наличием у него волевого потенциала, выражаемого в экспрессии, проявляемой уверенности в себе и чувстве собственного достоинства.

Именно усваиваемые и использованные ребенком средства эффективного общения в первую очередь определят отношение к нему окружающих людей. Общение становится особой школой социальных отношений. Ребенок пока бессознательно открывает для себя существование разных стилей общения. Именно в условиях самостоятельного общения ребенок открывает для себя разнообразные стили возможного построения отношений /28/.

Общение со сверстниками приобретает совершенно, исключительную значимость. В отношениях исходного возрастного равенства младшие школьники отрабатывают способы взаимоотношений, проходят о

Краткое школе содержание главы

Взаимоотношение младенцев и детей раннего возраста с окружающими людьми

Первичные эмоциональные отношения детей и взрослых, их механизмы и значение формирования чувства привязанности. Импринтинг и эксперименты с животными, изменяющие характер их эмоционального общения с родителями с момент рождения. Положительное значение группового воспитания для развития общения. Основные шаги в совершенствовании средств и форм общения в первые месяцы жизни младенца. Появление специфической потребности в общении с людьми во второй половине первого года жизни. Возникновение предметно-опосредствованного oбщения в совместной деятельности взрослых и детей. Развитие контактов со сверстниками и расширение круга общения детей к концу раннего детства.

Межличностные отношения в дошкольном детстве и в младшем школьном возрасте

Игра как основной вид деятельности, в рамках которого осуществляется общение и, строятся межличностные отношения детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выход общения за рамки узкосемейных связей и отношений. Появление v ребенка потребности в хороших взаимоотношениях с окружающими людьми. Возникновение взаимных симпатий и антипатий на основе оценок качеств личности и манеры поведения людей. Поступление в школу, начало нового этапа развития общения и взаимоотношений. Расширение сферы и содержания общения, включение ребенка в сложную систему человеческих отношений. Углубление общения и начало образования неофициальных объединений детей на базе личных интересов.

Взаимоотношения подростков

Переход от общения со взрослыми к общению со сверстниками, от «детских» к «взрослым» взаимоотношениям. Конфликты в межличностных отношениях подростков, их причины. Типичная динамика развития конфликтов и способы их устранения. Дифференциация взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми, их особенности. Причины активизации общения со сверстниками в подростковом возрасте. Характер межличностных отношений, складывающихся в подростковых группах. Возникновение товарищеских и дружеских взаимоотношений, особое значение этих отношений для подростков. Возникновение интереса и установление первых взаимоотношений с подростками другого пола.

Отношения с людьми в ранней юности

Дальнейшее развитие отношений со сверстниками и взрослыми в ранней юности. Ролевая дифференциация и стабилизация этих отношений. Качества личности, за которые юноши и девушки ценят своих сверстников как партнеров по общению, принимают их как друзей и товарищей. Межполовые различия в отношениях к дружбе в ранней юности. Возникновение потребности в интимных отношениях с человеком противоположного пола. Первая любовь и связанные с ней отношения. Изменение отношений юношей и девушек со взрослыми в период первой влюбленности. Появление идеала человека другого пола. Выбор профессии и переход на новый уровень развития взаимоотношений с окружающими людьми.

Источники: http://u-psihologa.com.ua/view/mezhlichnostnye_vzaimootnosheniya_v_mladshem_shkolnom_vozraste/, http://www.studsell.com/view/105798/30000, http://xn--24-6kct3an.xn--p1ai/%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%9D%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%B2/88.html

Комментариев пока нет!
Источник: http://zhizn-rebenka.ru/deti-shkolnogo-vozrasta/mezhlichnostnye-otnoshenija-v-mladshem-shkolnom.html

Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Статья Межличностные отношения учащихся в начальной школе Лучший уход для окрашенных волос

Межличностные отношения в младшей школе Межличностные отношения и общение в младшем
Межличностные отношения в младшей школе Межличностные отношения в начальной школе
Межличностные отношения в младшей школе Особенности межличностных отношений в
Межличностные отношения в младшей школе B2B-MRSK - электронная торговая площадка
Межличностные отношения в младшей школе OTTO в Украине - магазин каталог одежды, модная женская и
Александр Грин. Бегущая по волнам Дерматотропные средства Сотрет - Полностью на Детские узоры спицами Игры в летнем лагере - ВОЖАТИКИ Камуфляж автомобиля УАЗ своими руками Микоз кожи, ногтей и стоп симптомы и лечение микоза Напряжения с компьютерного блока питания. Разъемы, мощность Подарки, сувениры в Усть-Каменогорске

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ